Словарь полиграфиста:

Цветопроба — распечатка эталонного изображения, которая отображает реальные оттенки всех цветов.

Заказчик может выбрать свой эталон цветопередачи.

Цветопроба — это не 100% гарантия, не копия печатного оттиска, а всего лишь имитация.

При заказе простой продукции (визитки, буклеты, листовки, плакаты) можно обойтись без цветопробы. Также не выгодно делать цветопробы при заказе малого тиража, т.к. стоимость изготовления цветопробы может быть больше, чем, например, печать 500 листовок формата А6.

При проверке макета перед печатью заказчику на согласование высылается pdf-файл, в котором цвета переведены в нужную для печати цветовую модель, по этому файлу можно сориентироваться какими буду цвета после печати, если у вас правильно откалиброван монитор.

Когда рентабельно заказывать цветопробу?

  • Нужно точное попадание в цвет (шаг вправо, шаг влево — расстрел).
  • Фирменные цвета (у многих компаний есть свой брендбук, в котором прописаны цвета, шрифты и т.д., при несоответствии цвета аудитория может не идентифицировать бренд).
  • Использование цветов Pantone.
  • Печать большого тиража.

Словарь полиграфиста:

Цвета Pantone — определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System.

Назвав номера Pantone вы можете быть спокойны за оттенок конечного продукта. И неважно, где вы заказываете полиграфию – в Екатеринбурге, Перми, Франкфурте или в Барселоне.

Виды цветопробы

  • Экранная — макет смотрят на специальном откалиброванном мониторе. Самый бюджетный вариант цветопробы.
  • Офсетная — производится на офсетной машине или пробопечатном станке с использованием форм, красок и бумаги основного тиража, а также применять краски Pantone. На полученных цветопробах можно протестировать различные виды отделки (тиснение, вырубку, лакировку и т.д.).
    Минус такого вида цветопробы — высокая стоимость.
  • Аналоговая (или растровая) — при данном виде цветопробы используются пигменты наиболее приближенные по своим свойствам к средним колориметрическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует наиболее популярные бумажные основы (мелованная, немелованная, глянцевая и т.д.). Аналоговая цветопроба может предсказать появление муара при печати. Данный вид цветопробы также, как и офсетная цветопроба, имеет высокую стоимость.
  • Цифровая — выводится при помощи специального оборудования или струйного принтера. Цифровая цветопроба сводится к тому, чтобы с помощью спец. программы выстроить печатный профиль офсетной машины и произвести печать, в соответствии с данными настройками. На цифровой цветопробе невозможно достоверное воспроизведение металлизированных и люминисцентных красок, также данный вид цветопробы не передает цвета Pantone (для просмотра цветопередачи Pantone нужно делать выкраску). Стоит дешевле, чем аналоговая и офсетная цветопроба.

Если смесевая краска используется в виде растровой сетки, градиента, а также смешивается в растре с другими красками или печатается поверх них, то тиражный цвет этих эффектов может отличаться от цветопробы.

Что влияет на восприятие цвета?

Кроме способа печати, есть и другие факторы, оказывающие влияние на восприятие цвета человеческим глазом.

Свойства бумаги (цвет бумаги, даже, если бумага кажется чисто белой, то она всё равно имеет некоторый оттенок). Для повышения оптической белизны некоторые производители добавляют в состав бумаги оптические отбеливатели, которые могут привести к сдвигу в цветопередаче и снижают точность расчетов цвета для цветопробы.

Глянец бумаги (изображения на глянцевой бумаге выглядит контрастнее, чем на матовой).

Плотность бумаги (чем выше плотность бумаги, тем меньше вероятность того, что через не будет просвечивать изображение, напечатанное на обороте).

Освещение (влияние освещения на цветопередачу часто недооценивают, каждый хоть раз в жизни сталкивался с искажением оттенков при плохом освещении — привычные вещи меняют свои оттенки).

В полиграфической печати технология расчет цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному освещению.

Защитное или отделочное покрытие листа (ламинирование, лакирование и т.д.) может повлиять на цветопередачу. Цвет под покрытием становится темнее. При использовании глянцевого покрытия повышается контраст, а при использовании матовых, наоборот, снижается.