Разнотон — смещение по цвету в одном тираже (темно-красная плашка может уходить в в коричневый подтон, синяя в фиолетовый оттенок и т.д.).

Данную ошибку сложно идентифицировать во время печати, так как отклонения по цвету начинаются с определенного печатного оттиска и продолжаются дальше, увеличиваясь с каждым экземпляром. Печатный оттиск, с которого начался разнотон имеет не настолько сильное смещение по цвету, как последующие экземпляры.

В полиграфии существуют стандарты измерения цвета по спектральным характеристикам (Lab). Значения каждой краски описываются в ISO 12647-2:2004.

Разницу в цветах измеряется в deltaE:

Формула цветового отличия

\Delta E_{{00}}^{*}={\sqrt  {\left({\frac  {\Delta L'}{S_{L}}}\right)^{2}+\left({\frac  {\Delta C'}{S_{C}}}\right)^{2}+\left({\frac  {\Delta H'}{S_{H}}}\right)^{2}+R_{T}{\frac  {\Delta C'}{S_{C}}}{\frac  {\Delta H'}{S_{H}}}}}
{\bar  {L}}={\frac  {L_{1}^{*}+L_{2}^{*}}{2}}\quad {\bar  {C}}={\frac  {C_{1}^{*}+C_{2}^{*}}{2}}
a'_{1}=a_{1}+{\frac  {a_{1}}{2}}\left(1-{\frac  {1}{2}}{\sqrt  {{\frac  {{\bar  {C}}^{7}}{{\bar  {C}}^{7}+25^{7}}}}}\right)\quad a'_{2}=a_{2}+{\frac  {a_{2}}{2}}\left(1-{\frac  {1}{2}}{\sqrt  {{\frac  {{\bar  {C}}^{7}}{{\bar  {C}}^{7}+25^{7}}}}}\right)
b'_{1}=b_{1}+{\frac  {b_{1}}{2}}\left(1-{\frac  {1}{2}}{\sqrt  {{\frac  {{\bar  {C}}^{7}}{{\bar  {C}}^{7}+25^{7}}}}}\right)\quad b'_{2}=b_{2}+{\frac  {b_{2}}{2}}\left(1-{\frac  {1}{2}}{\sqrt  {{\frac  {{\bar  {C}}^{7}}{{\bar  {C}}^{7}+25^{7}}}}}\right)
{\bar  {C}}'={\frac  {C'_{1}+C'_{2}}{2}}
\Delta {C'}=C'_{1}-C'_{2}
C'_{1}={\sqrt  {a_{1}^{{'^{2}}}+b_{1}^{{'^{2}}}}}\quad C'_{2}={\sqrt  {a_{2}^{{'^{2}}}+b_{2}^{{'^{2}}}}}\quad
{\displaystyle h_{1}'=arctg(b_{1}/a_{1}')\mod 2\pi ,\quad h_{2}'=arctg(b_{2}/a_{2}')\mod 2\pi }

Примечание: Обратная тригонометрическая функция арктангенс может быть вычислена с помощью библиотечной функции atan2.

\Delta h'={\begin{cases}h_{2}'-h_{1}'&\left|h_{1}'-h_{2}'\right|\leq \pi \\h_{2}'-h_{1}'+2\pi &\left|h_{1}'-h_{2}'\right|>\pi ,h_{2}’\leq h_{1}’\\h_{2}’-h_{1}’-2\pi &\left|h_{1}’-h_{2}’\right|>\pi ,h_{2}’>h_{1}’\end{cases}}»/></figure>



<figure class=\Delta {H}'=2{\sqrt  {C_{1}'C_{2}'}}\sin(\Delta h'/2),\quad {\bar  {H}}'={\begin{cases}(h_{1}'+h_{2}'+2\pi )/2&\left|h_{1}'-h_{2}'\right|>\pi \\(h_{1}’+h_{2}’)/2&\left|h_{1}’-h_{2}’\right|\leq \pi \end{cases}}»/></figure>



<figure class={\displaystyle T=1-0,17\cos({\bar {H}}'-\pi /6))+0,24\cos(2{\bar {H}}')+0,32\cos(3{\bar {H}}'+\pi /30)-0,20\cos(4{\bar {H}}'-7\pi /20)}
S_{L}=1+{\frac  {0,015\left({\bar  {L}}-50\right)^{2}}{{\sqrt  {20+\left({\bar  {L}}-50\right)^{2}}}}}\quad S_{C}=1+0,045{\bar  {C}}'\quad S_{H}=1+0,15{\bar  {C}}'T
{\displaystyle R_{T}=-2{\sqrt {\frac {{\bar {C}}'^{7}}{{\bar {C}}'^{7}+25^{7}}}}\sin \left[{\frac {\pi }{6}}\exp \left(-\left[{\frac {{\bar {H}}'-55\pi /36}{5\pi /36}}\right]^{2}\right)\right]}

Как избежать разнотона?

Есть тиражи, на которых опытный печатник и хорошее состояние печатной машины позволяет избежать появление разнотона. Но есть цвета, где простого соблюдения норм печати не достаточно.

В этом случае лучше использовать краски Pantone (определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System).

Минус: стоимость печати увеличится.

Чтобы избежать разнотона в многостраничных изданиях (брошюры, каталоги, журналы) лучше отказаться от использования цветных плашек, фонов, градиентов на каждой странице. Либо свести к минимуму количество CMYK-цветов, из которых состоят цветные объекты.

Когда разнотон критичен?

Имеет ли разнотон значение для конечного потребителя? Нет, не имеет. Человек берет один экземпляр конкретно в этом цвете.

Потребителю все равно в какой оттенок ушли остальные листовки. Он об этом даже не догадывается.

Разнотон становится критичной ошибкой, когда:

  • У бренда есть фирменные цвета, отхождение от которых может привести к снижению узнаваемости;
  • Заказчик — цифровая типография или полиграфический брокер и несет ответственность перед третьим лицом (своим заказчиком).